суббота, 1 декабря 2018 г.

3. Работа как ИП

Это я создал для них кластер – Парк высоких технологий, чтобы
обеспечить этих яйцеголовых работой, чтобы они никуда не бежали
(А.Г. Лукашенко, Президент РБ)


Раньше в каждом доме что-то могли делать. Кто-то хату мог срубить, кто-то
мог игрушки делать. Сейчас он сидит в компьютере уткнувшись лбом
(А.Г. Лукашенко, Президент РБ)

Я как раз начинающий в этом деле, все как всегда - налоги платить хочу, но как
почитал про юридические нюансы, так желание пропало и платить, и работать
(forum.onliner.by)

?Ты взносы платишь - 
.Плачу -
.Ну и дурак -
(Знакомый начальник отделения ФСЗН)


Итак, обсудим как именно работает ИП УСН. Работает он намного сложнее, чем физлицо с одним заказчиком (работа с несколькими заказчиками - незаконная предпринимательская деятельность, это штраф и конфискация 100% выручки), которое просто подаёт декларацию раз в год и платит налог 13%. Но ничего сверхъестественного нет, разобраться можно. Итак:

Договор

Вы должны заключить договор со своим клиентом. Если договор доступен исключительно на английском языке, он должен быть переведён и нотариально заверен. Это дорого. См. http://kodeksy-by.com/nalogovyj_kodeks_rb/22.htm.

Прямой договор с подписями

Договор может быть с подписями уполномоченных сторон. Если договор заключается с иностранной фирмой, то для простоты он может быть выполнен на двух языках в две колонки, и подписи сторон должны быть под каждой колонкой. Тогда переводить его не нужно.

Такой внешнеторговый договор может быть подписан только вручную (без использования оттиска росписи и т.п.). Договор с чернильными подписями должен быть у вас на руках. Допускается обмениваться ксерокопиями договора для начала работы, но после чего стороны должны отослать почтой друг другу настоящие документы с чернильными подписями. Поэтому обычно договор существует в двух экземплярах, по одному для каждой стороны. Для быстроты и сохранности можно выбрать приоритетное почтовое отправление.

Публичный договор

Также договор может быть публичным договором. Заключение такого договора осуществляется принятием публичной оферты, размещённой на веб-сайте компании, с которой вы хотите сотрудничать. Оферта принимается способом, оговоренным в ней. Например, публичная оферта фриланс-биржи Upwork выглядит так:
Регистрируя учетную запись Upwork на Сайте («Учетная запись») или нажимая на кнопку согласия с Условиями предоставления услуг в диалоговом окне Сайта, вы подписываете настоящее Соглашение и Условия предоставления услуг в электронной форме.
Соглашаясь с этими условиями, и производя эти действия, вы принимаете оферту и заключаете публичный договор. Согласно разъяснения НБРБ (см. далее) на бумажной копии публичной оферты или договора также следует сделать  отметку о её/его принятии.

Этапы оплаты

После заключения договора вы можете официально начинать работать с клиентом. После выполнения определенного этапа предоставления услуг (например, написали требуемую программу, что-то отладили и т.д.) вы можете послать инвойс на оплату своих услуг. Если клиент согласен, он оплачивает запрошенную вами в инвойсе сумму. Если вы доверяете клиенту и он вам, можно просто раз в месяц посылать инвойс, не привязываясь к выполненной работе. Вместе с инвойсом вы можете подписать акт выполненных работ, что является гарантией принятия заказчиком ваших работ без претензий. Некоторые расценивают акты как лишнюю головную боль, поэтому можете предусмотреть в договоре только инвойсы. Например указать, что если после получения инвойса у заказчика нет возражений по качеству, количеству и срокам предоставления услуг, то фактом оплаты он принимает выполненную работу и претензий не имеет.

Поступление денег

Через клиент-банк вы видите, что вам пришла сумма на транзитный счёт. Согласно законодательства в течение 7 дней вы должны отослать в банк договор или сведения по этому поступлению. Обычно это можно сделать в клиент-банке. Часто банки даже не требуют договора на услуги, а только сведения.

Также согласно законодательства в течение 7 вы обязаны продать 20% (на дату написания статьи) поступившей валюты на бирже. Поручение на продажу можно оформить в клиент-банке. Остатки зачисляете на ваш текущий валютный расчётный счёт. Вы можете их продать до конца уже со счёта. Проданные BYN зачисляем на текущий расчётный счёт в BYN. Снять валюту со счёта просто так вы не можете (только для строго оговоренных целей). Можете только продать банку и зачислить себе BYN. А за BYN уже купить валюту как физлицо, если она вам необходима для повседневных нужд.

Имеет значение какую сумму вы продаёте. Если размер планируемой продажи валюты (обязательной или свободной, без разницы) меньше лота на Белорусской Валютно-Фондовой Бирже или той минимальной суммы, которую установил ваш банк для осуществления продажи на бирже, то продажа осуществляется непосредственно банку. Если же размер более лота или минимальной суммы, то делается поручение банку о продаже на бирже. Примерная инструкция от РРБ банка как распределять поступившие средства:

Продажа на БВФБ:

Продажа банку:


Внимание: инструкции могут отличаться в вашем банке. Например, в IDEA Bank и обязательная продажа и зачисление остатков с транзитного счёта выполняется платежами MT103. Свяжитесь с вашим банком для выяснения подробностей.

КУДиР

Теперь вы должны занести все операции в книгу учёта доходов и расходов, а именно:
  • внести поступление денег по инвойсу или по акту выполненных работ на дату поступления. Обратите внимание на то, что ваша выручка - это то, что отправляет вам заказчик, а не то, что вы получаете в конечном итоге. Если заказчик отправил 100$, а из-за банковских комиссий вы получили 80$, то декларируете 100$;
  • внести внереализационный доход, возникший при обязательной продаже валюты на бирже или банку, если он был;
  • внести внереализационный доход, возникший при остаточной продаже валюты на бирже или банку, если он был;
  • внести внереализационный доход, возникший при начислении процентов по счетам (обычно банки требуют крупную сумму на конец дня для начисления процентов, поэтому этот вид внереализационного дохода достаточно редок);
  • внести НДС, если необходимо. Современные законы создают такую ситуацию для айтишников, что НДС в некоторых случая придётся платить, даже если вы с ним не работаете;
Ваша валовая выручка, подлежащая декларированию = выручка по платежам от заказчиков +  внереализационные доходы.

Информация для самостоятельного изучения по КУДиР:
  • Постановление 55/60/59/38 со всеми дополнениями;
  • Статья С.Л. Высоцкой "УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: ЗАПОЛНЯЕМ КНИГУ УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В 2013 ГОДУ";

Декларация

Раз в месяц/квартал на основании данных из КУДиР вы подаёте декларацию и оплачиваете налог. ИП УСН указывает в декларации валовую выручку нарастающим итогом в течение года. Например:
  • 1 квартал - 2000 BYN;
  • 2 квартал - 4300 BYN;
  • 3 квартал - 6650 BYN;
  • 4 квартал - 8500 BYN;
Сумма налога за каждый квартал (или месяц, если вы уплачивает каждый месяц) рассчитывается как ваша налоговая ставка * (валовая выручка за год на текущий отчётный период  - валовая выручка за год за предыдущий отчётный период). Например:
  • 1 квартал = 0.05 * (2000 - 0) = 100 BYN
  • 2 квартал = 0.05 * (4300 - 2000) = 115 BYN
  • 3 квартал = 0.05 * (6650 - 4300) = 117,5 BYN
  • 4 квартал = 0.05 * (8500 - 6650) = 92,5 BYN 
Если вы используете электронное декларирование, то достаточно указать только текущую валовую выручку. Предыдущую программа подставит сама, и сама рассчитает налог.

ФСЗН

Если вы больше нигде не работаете, то должны раз в квартал (или один раз сразу за год) платить взносы в ФСЗН. Сумму выплаты ИП УСН определяет сам, но она должны быть не менее, чем 35% от установленной минимальной зарплаты в РБ. Например, суммарная минимальная зарплата в РБ за год составила 900 BYN. Если вы решили платить взнос один раз в год, то до 1 марта следующего года должны перечислить в фонд 900*0,35 = 315 BYN.

См. http://www.samsebeyurist.by/spravochnaya-informatsiya/stavki-nalogov/razmer-vznosov-v-fszn

Дополнительная информация


Как работать с офертой

Ответ НБРБ:


Как работать с офертой и вести учёт

При работе с офертой необходимо только наличие принятой оферты (см. предыдущее) и выписки со счёта с реквизитами поступления денег. Ответ МНС по работе с Google AdSense (опубликовано также в журнале "Консультант Предпринимателя" №9 за 2015г.):


Ответ ИМНС по учёту при работе с офертой:


По какой налоговой ставке работать

Если ИП УСН не подпадает под те группы ИП, которые должны работать только с определёнными ставками, то ИП сам решает по какой ставке ему работать: 5% без НДС или 3%+НДС. Если объекта для НДС нет (вся выручка от экспорта по написанию ПО), то декларацию по НДС подавать не нужно. Ответ ИМНС:


Нужны ли акты выполненных работ

Согласно указа 178 каждый этап выполненных работ может закрываться актом, либо иным документом:
каждый этап выполнения работ, оказания услуг, передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в рамках одного внешнеторгового договора (совокупность указанных этапов, осуществленных в рамках одного внешнеторгового договора в течение одного дня), оформленный актом о приемке-сдаче выполненных работ, оказанных услуг, полученной охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности либо иным документом (иными документами), предусмотренным законодательством Республики Беларусь либо государства, являющегося местом нахождения (местом постоянного жительства) нерезидента-контрагента, который должен быть завершен поступлением денежных средств либо иными способами, предусмотренными в подпункте 1.7 настоящего пункта;
См. http://www.nbrb.by/legislation/ForexRegul

При работе по прямому договору (с подписями) можно в договоре предусмотреть, что если после получения счёта (инвойса на оплату) в течение 5 дней у Заказчика не возникнет мотивированных возражений по объему и качеству услуг, то оказанные услуги считаются принятыми Заказчиком, и Исполнитель (то есть вы) вправе требовать оплаты за выполненные услуги. Учётными документами при этом будут выписка со счёта и инвойс.

Ответ ИМНС:

Налог на доходы иностранных компаний (НДИЮЛ)

Если площадка наподобие Upwork извлекает из вас прибыль за пределами РБ, например берёт с вас вознаграждение за некоторые свои услуги, и эти услуги поименованы в статье 146 НК РБ, то вы должны учитывать это вознаграждение в КУДиР, подавать отдельную декларацию по таким доходам, и платить налог на прибыль иностранных компаний, извлекаемых из источников в РБ, а также НДС на НДИЮЛ (т.н. "налог на Google"). НДС платить не нужно, если иностранная компания стоит на учёте в налоговых органах РБ. Проверить это можно на портале МНС: http://www.nalog.gov.by/ru/e_nds_ru/. Хорошая консультация с юристом или бухгалтером поможет вам прояснить детали и сроки уплаты этих налогов конкретно для вашего случая, т.к. разные договоры оферты могут по-разному описывать и трактовать комиссию. Обычно НДИЮЛ составляет 15%, но его можно уменьшить при наличии международных договоров между РБ и страной, где зарегистрирована компания.

Льготы на налоги на доходы иностранных компаний

Чтобы получить льготы или временно не платить НДИЮЛ,  иностранная компания, которая извлекает прибыль из источников в РБ, представляет официальное подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том иностранном государстве, с которым РБ заключила международный договор по вопросам налогообложения. Подтверждение должно быть заверено компетентным органом этого иностранного государства (см. ч.1 ст. 151 НК).

В случае, когда компания зарегистрирована в США, такая справка должна быть быть по форме 6166. На ней должна быть отметка, что она предназначена для Республики Беларусь. Справку необходимо составить на бланке Минфина США. Она должна быть заверена подписью директора Центра управления расчетами в Филадельфии и содержать следующую информацию:
  1. наименование (фамилию) плательщика;
  2. идентификационный номер плательщика;
  3. налоговый период;
  4. подтверждение того, что данное лицо является резидентом США в соответствии с Конвенцией, которую в настоящее время применяют к РБ;
  5. дату выдачи.
Справка может быть представлена в налоговый орган как до, так и после уплаты НДИЮЛ. Если справка предоставляется уже после уплаты, то уплаченный налог можно вернуть за тот год, на который выдана справка. Справку представляют в налоговый орган ежегодно. Она действительна на протяжении календарного года, в котором выдана (см. ч.2 и ч3. ст. 151 НК).

Некоторые страны выдают справки как в бумажном, так и электронном виде (PDF). Разъяснение МНС по поводу электронных сертификатов содержит скользкую формулировку (см. http://www.nalog.gov.by/uploads/documents/E-sertifikatyna-sajt.pdf):
Налоговые органы Республики Беларусь принимают для целей применения международных налоговых соглашений сертификаты налогового резидентства, выданные иностранными налоговыми службами в электронном виде, при условии что их подлинность не вызывает сомнений.
Чтобы перестраховаться, советую использовать бумажный вариант. Его нужно перевести в местном бюро переводов БелТПП и заверить их же печатью.

Налог на доходы Upwork

Возможно, придётся написать несколько писем в службу поддержки Upwork с запросом справки 6166, т.к. Upwork получает её в IRS (налоговый орган США), а выдаётся она крайне медленно.

Когда справка получена Upwork-ом, то она присылается вам как в электронном виде (PDF), так и в бумажном варианте по обычной почте (поэтому важно указывать реальный адрес в профиле). Обратите внимание, что PDF вариант справки - это не скан-копия бумажного оригинала, это отдельный документ.

Пример электронной (PDF) и бумажной справки 6166 от Upwork за 2017 год, и её перевод в БелТПП:


Саму справку за несколько лет вы можете найти в разделе ссылок в конце этой статьи. 

Хитрый и опасный трюк с налогом на доходы Upwork

Для фрилансеров из постсоветских стран Upwork предлагает аналог акта выполненных работ - Confirmation of Services. Вы заполняете в их заранее составленном PDF сумму, подписываете в электронном виде, отсылаете им, они подписывают со своей стороны, и присылают вам итоговый PDF. Проблема состоит в том, что в акте они требуют указать "чистую" сумму, т.е. которую уходит вам на счёт за вычетом всех вознаграждений Upwork и комиссии за отправку платежа. Возникает соблазн работать быстро и не совсем чисто:
  • выводим заработанные деньги на счёт;
  • заказываем CoS на эту сумму;
  • декларируем доход согласно CoS;
  • не платим налогов на доходы Upwork вообще;
Это достаточно опасно, т.к. взимание сервисного сбора прописано в Пользовательском Соглашении Upwork. Если когда-нибудь налоговые органы ознакомятся с ним, а они наверняка ознакомятся при проверке, то узнают, что вы не платили налоги на доходы иностранных организаций, и уменьшали налоговую базу на сумму сервисного сбора и комиссии на отправку банковского перевода. Т.к. налоги на доходы иностранных организаций подаются отдельной декларацией, то приплюсуйте ещё штрафы и пеню за многократные неподачи деклараций.

Попытки доказать, что НДИЮЛ Upwork не возникает вообще

На данный момент мнение МНС таково, что НДИЮЛ при работе с Upwork возникает. На этот счёт есть несколько ответов ИМНС на запросы, и моя консультация с юристами Revera. Поэтому на данный момент не получится доказать, что НДИЮЛ при работе с Upwork не возникает. Ответ ИМНС с дополнениями МНС, который я получил на этот счёт:



Туманные ответы службы поддержки Upwork на вопрос о 6166
Unfortunately, we do not provide the IRS Form 6166. The appropriate department has mentioned that we have had requests to provide a certificate that Upwork is a tax resident of the United States. However, both in Russia and in Belarus, a formal confirmation of tax residence of a foreign company should be required only if the foreign company is a recipient of passive income from Russia or Belarus. Passive income is subject to local withholding taxes under default domestic rules, and there are exceptions based on the tax residence of the foreign company.
Это типовой ответ, найденный по ключевым словам из их базы типовых запросов-ответов (я тоже такой получал).

Пришлите им ответ налоговой из раздела "Попытки доказать, что НДИЮЛ Upwork не возникает вообще" и сообщите, что это позиция МНС РБ.

Также сообщите, что РБ и Россия - два разных государства с разным законодательством. Попросите передать написанный вами ответ с ответом МНС менеджеру и в команду юристов (Legal team), потому что их ответ неверен и должен быть удалён из базы типовых ответов.
Currently we do not provide the IRS Form 6166
Уточните, получают ли они эту справку в данный момент (получение может занимать несколько месяцев). Также попросите не закрывать тикет, и прикрепить PDF справку в этот тикет как только она будет готова, и выслать бумажный вариант на ваш адрес.

Невозможность удержать НДИЮЛ

Согласно ст. 150 и 23 НК РБ НДИЮЛ нужно удерживать из суммы дохода иностранной организации, что в случае с Upwork сделать невозможно. В этом случае вам приходится уплачивать НДИЮЛ из своих средств. Согласно ст. 13.7. КоАП это влечёт за собой наложение штрафа. Однако недавнее разъяснение МНС поставило точку в этой глупой ситуации.

См. Письмо МНС РБ от 28.04.2017 № 4 25/000638-2.

Бухгалтер

Если вы достаточно заняты чтобы заниматься КУДиР, НДС, НДИЮЛ, декларациями и банком, то можете поручить эту работу бухгалтеру. Это может стоить от ~50 до ~150 USD в месяц. Я бы выбирал бухгалтера или бухгалтерскую компанию по стажу работы, по наличию ответственности за нарушения, по отзывам в интернете. Самый дешёвый бухгалтер конечно не будет нести ответственность за свои нарушения, и за это придётся расплачиваться вам. Помните, что скупой платит дважды. Также когда вы захотите нанимать людей себе в помощь, то это произойдёт намного проще, когда у вас уже есть бухгалтер, который вам в этом сильно поможет.

Банки

Немного о банковских реквизитах. Банки есть большие и маленькие. Маленькие банки часто держат свои далары в больших банках. В таком случае говорят, что они имеют корреспондентский счёт (correspondent account) в банке-корреспонденте (correspondent bank). Чтобы перевести вам деньги, отправитель должен указать реквизиты вашего счёта в маленьком банке, и корреспондентский счёт маленького банка в большом. Ещё маленький банк или большой где он держит свои далары могут не работать напрямую с тем банком, где держит свои далары отправитель. В таком случае вам нужен ещё и банк-посредник (intermediary bank), который работает со всеми, и который примет платёж от отправителя и отправит его в ваш банк или в банк-корреспондент. Итого часто при международных переводах нужно указать:
  • ваш банк и ваш номер транзитного счёта;
  • банк-корреспондент и корреспондентский счёт;
  • банк-посредник;
Все эти реквизиты вы получите в вашем банке. Проблема состоит в том, что если банков в цепочке много, а их может быть больше трёх, то эти эксплуататоры могут взять с вас комиссию даже несмотря на то, что вы с ними никаких официальных отношений не оформляли.


На этом статья о работе ИП завершена.

Важные ссылки:

55 комментариев:

  1. Отличный труд! Плюс в карму :)

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за отлично проделанную работу. Максимально полный анализ возможных вариантов

    ОтветитьУдалить
  4. мистер, считайте что я должен Вам пиво

    ОтветитьУдалить
  5. Уважаемый Жэстачайшы Айцішнік, так а как выводить деньги с Upwork без CoS, которые "Хитрый и опасный трюк"?

    ОтветитьУдалить
  6. KCH

    Я не вижу способов применения CoS в нашем законодательстве. Насколько я понимаю, они могут использоваться только как косвенные документы, показывающие что вы действительно работали на Upwork и действительно получали деньги, если у кого-то возникнут вопросы. В учёте же используются инвойсы, которые вам нужно хранить в бумажном виде (и с переводом на русский каждого из них) для целей проверки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот к сожалению, об этом не сказали ни юристы, ни бухгалтеры, ни уонсультанты в налоговой, к которым я обращался, и теперь у меня веселая ситуация с неоплаченным НДИЮЛ...

      Удалить
  7. Добрый день! Автор, помогите пожалуйста, где сейчас находится оригинал
    (Пример электронной (PDF) и бумажной справки 6166 от Upwork за 2017 год:)
    И как Вам удалось его получить? Очень нужно, Upwork игнорит мои запросы, помогите пожалуйста.
    Заранее спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я написал запрос в саппорт Upwork ещё в мае месяце, они были в процессе получения этой справки. Потом слал ещё пару аналогичных запросов. Они сказали, что как только - так сразу. Справка стала доступна только в августе, и мне её сразу прислали. Сперва прислали PDF, потом недели через 2 - бумажный вариант.

      Как именно он игнорит? Может они отвечают что-то типа "пока такую справку не выдаём"? Значит нужно спросить ещё раз, получают ли они её или нет и стоит ли её ждать. Ещё возможно уровень их сотрудничества зависит от вашего статуса на Upwork. Если вы не top rated, ВОЗМОЖНО они не будут получать справку для вас. Это просто гипотеза.

      Удалить
    2. Мне вот сейчас прислали плохую фотку этой справки. Сказали, что бумажные копии не высылают (я top rated на апворке, если что). Попросил сделать хотя бы качественный скан — пока молчат...

      Удалить
    3. KCH

      Плохая фотка - это видимо электронная версия, PDF? Она действительно не слишком хорошего качества, это так.

      Спросите у них какая у них политика по бумажным версиям. Скажите, что некоторые фрилансеры получают от них бумажные версии, пусть разъяснят по какому принципу они их рассылают. Я сам даже не знал, что они пришлют на бумаге. Поэтому не знаю какая у них политика на этот счёт.

      Удалить
    4. Нет, плохая фотка в смысле просто кривоватая темная фотка этой формы на столе.

      Удалить
    5. KCH

      Думаю, тот индус не понял что вы от него хотите :) Напишите ему пусть передаст этот тикет своему менеджеру, если он не понимает о чём речь.

      Удалить
    6. А в каком виде справку прислали? Такая же, как скан (с водяными знаками, т.д.) или что-то вроде заверенной копии?

      Удалить
    7. KCH

      Прислали именно тот PDF, который лежит тут в примечаниях. Это похоже на скан, но не 100%, т.к. есть сильные различия во внешнем виде водяных знаков "VOID". На бумажной справке они практически не видны, а на PDF - очень хорошо видны.

      Удалить
    8. Ну ясно, спасибо. В общем, надо тупо добиваться, чтобы нормально отсканили эту справку и сбросили скан, сделать апостиль и занести в налоговую.

      Удалить
    9. Вот что мне ответили:

      Unfortunately, we do not provide the IRS Form 6166. The appropriate department has mentioned that we have had requests to provide a certificate that Upwork is a tax resident of the United States. However, both in Russia and in Belarus, a formal confirmation of tax residence of a foreign company should be required only if the foreign company is a recipient of passive income from Russia or Belarus. Passive income is subject to local withholding taxes under default domestic rules, and there are exceptions based on the tax residence of the foreign company.

      Мой бухгалтер сказала, что можно только подтверждение от налоговой в которую, Вы занесли правку, что есть бумажный вариант. Если Вам не трудно, хотя бы назовите налоговую в которою вы отправили бумажный вариант.

      Я top rated к слову.

      Удалить
    10. Если Вам не трудно, можно ли пообщаться лично по средствам мессенджеров или email. Моя почта yuri.rudenya.dev@gmail.com.

      Удалить
    11. Юрий Руденя

      Это ещё один неверный ответ от них - просто типовой ответ найденный по ключевым словам из их базы (я тоже такой получал).

      Пришлите им ответ налоговой из раздела "Попытки доказать, что НДИЮЛ Upwork не возникает вообще" и сообщите, что это позиция МНС РБ.

      Также сообщите, что РБ и Россия - два разных государства с разным законодательством. Я уже отвечал им так, но видимо не дошло :) Попросите передать написанный вами ответ с ответом МНС менеджеру и в команду юристов (Legal team), потому что их ответ НЕВЕРЕН и должен быть УДАЛЁН из базы типовых ответов.

      Также сообщите, что другие фрилансеры из РБ уже получали от них эту справку, так что неясно в чём проблема.

      Удалить
    12. Юрий Руденя

      >>Мой бухгалтер сказала, что можно только подтверждение от налоговой в которую, Вы занесли правку, что есть бумажный вариант.

      Мой бухгалтер оформляла возврат НДИЮЛ сама, я ей только отсылал сканы. Возврат пока не произошёл, поэтому я пока не знаю чем это всё закончится. Может нужно будет ещё носить оригиналы в налоговую или доказывать что ты не верблюд :) , не знаю. Возврат оформляли в ИМНС по Первомайскому р-ну г. Витебска.

      Удалить
    13. Спасибо большое, буду пробовать.

      Удалить
    14. Я их позадалбывал, и мне вроде как отправили копию справки по почте. Хотя могли бы просто сделать хороший скан, но это, видимо, им не по силам — скинули еще одну кривоватую фотку.

      Удалить
  8. Уважаемый автор, большое спасибо за эту статью. У меня вопрос касательно Upwork - в комментарии вы сказали, что считаете, что CoS не получиться использовать легально (т.к. там сумма за вычетом комиссии Upwork). Что тогда делать? Вы упомянули бумажный инвойс - можно добиться от Upwork того, чтобы они прислали такой документ? Или может нужно доказать при помощи Form 6166, что не возникает НДИЮЛ, и тгда можно использовать CoS? Поясните, пожалуйста.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я использую электронные инвойсы, которые доступны в вашем кабинете для каждой денежной оплаты от клиента, по два инвойса на каждую оплату. Один инвойс - сумма оплаты (используется для расчёта налога для УСН), второй - сбор. На основании второго инвойса рассчитывается НДИЮЛ. В будущем при проверке я все их распечатаю и переведу.

      Форма 6166 позволяет вернуть уплаченный НДИЮЛ. Не платить его вы можете только после того, как получите эту справку. До этого момента вы должны его платить. Когда справка получена, можно оформить возврат ранее уплаченного и более не платить НДИЮЛ до конца текущего года.

      Посетите также эту конференцию: http://forum.onliner.by/viewtopic.php?t=736859&start=142000#p97282738

      Думаю там скажут много интересного. Если есть возможность, сделайте хотя бы аудио запись на телефон. Ибо что-то что написано в этом блоге может показаться не столь однозначным и даже верным опытным юристам и бухгалтерам.

      Удалить
    2. Кстати, если бы вы могли сделать дополнение этой статьи о том, как именно вести бухгалтерию в случае с Upwork (если, конечно, вы этим занимаетесь), я бы с радостью проставился пивом/вином/шоколадом или еще чем.

      Потому что по документам понятно, но сам процесс достаточно туманен. Ведь есть инвойсы (например, считаем прибыль и НДИЮЛ по ним), а есть история транзакций, когда деньги фактически перечисляются на счет Апворка. Бухгалтер говорит, что все эти транзакции тоже надо учитывать при пересчете курсов.

      И, видимо, надо как-то самому учиться это все считать, потому что именно по бухгалтерскому сопровождению работы на Апворке я нашел предложения от где-то 1300 долларов в год до 2300 долларов в год. Извините, но это, например в 2-4 раза дороже, чем бухгалтерское сопровождение аналога ИП в Италии. То есть суммы какие-то оторванные от реальности.

      Удалить
    3. KCH

      Я работаю с бухгалтером. Датой зачисления средств мы считаем дату оплаты контракта, эта же дата прописана в инвойсе на оплату контракта (например, 100$). Налог, курс НБРБ и сумма в BYN соответственно берётся и высчитывается от этой даты.

      Датой возникновения НДИЮЛ мы считаем дату разблокировки денег, т.е. когда Upwork реально перечисляет себе сервисный сбор с вашего счёта (например, 20$). НДИЮЛ, курс НБРБ и эквивалент BYN соответственно берётся уже от этой даты.

      Поищите бухгалтеров, их много. Может даже есть те кто работал с Upwork и имеет адекватные цены. Столь известные Ревера и Райкири имеют весьма неслабые расценки чтобы работать с ними ИП-одиночкам, хотя они вероятно лучше всего разбираются в теме.

      Удалить
    4. Здравствуйте.
      Ответьте, пожалуйста еще на один вопрос - получается вы считаете курсовую разницу между датой прихода денег от клиента на UpWork и датой продажи валюты?
      Спасибо за ваши пояснения)

      Удалить
    5. Nikita Kunevich

      нет. Для УСН такое не считается. Считается только ВРД при продаже валюты из-за разницы курсов продажи и курса НБРБ на день продажи.

      Удалить
  9. У меня ситуация с Upwork и НДИЮЛ аналогичная. Год работала спокойно, и неделю назад на семинаре бухгалтеров мне объяснили о недоплатах НДИЮЛ.

    Для того, чтобы понизить НДИЮЛ до 0%, в налоговая требуют исключительно Оригинал письма 6166 или копию с оригинала из Витебской налоговой (которую у вас приняли) за их печатью, которую может получить только тот, кто ее подавал.
    Upwork прислал мне отпечатанную на цветном принтере копию - налоговая отказала

    Можно ли попросить вас Жэстачайшы Айцишник, получить в налоговой подобную копию?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, я хотел бы присоединиться к просьбе о копии оригинала.

      Удалить
    2. Андрей,
      первый раз копию налоговая отвергла.

      Второй раз, я заполнила 1 заявление на рассмотрение https://docs.google.com/document/d/1Gr6G-bqo2dzclRJCL0vx3JYORz3amfHMXmdHLn0lz5c/edit?usp=sharing НДИЮЛ.

      Приложила распечатанное разъяснение по справкам (предпоследний абзац отметила маркером) http://www.nalog.gov.by/ru/news_ministerstva_ru/view/mns-razjjasnjaet-porjadok-podtverzhdenija-rezidentstva-v-elektronnom-vide-inostrannymi-organizatsijami-25658/

      Распечатала мое обращение в службу поддержки, где прислали копию в pdf + собственный перевод этого разговора.

      Через неделю Инспектор призвала получить копию и вернуть уплаченный ранее налог.
      Я получила другую справку 6166 утвержденную 05 октября кем-то другим. То есть они по своим каналам напряглись и нашли подобное заявление

      Полученная справка
      https://drive.google.com/file/d/11M0SNWDkB8mIIg0YqRIImcBFKqYLvsrZ/view?usp=sharing




      Удалить
    3. Спасибо огромное за помощь и разъяснения. Буду пробовать у себя в налоговой в Гродно.

      Удалить
    4. Возврат или зачет налога будет происходить все таки по другой форме: https://docs.google.com/document/d/1WOyV1EEdwODwIoG9Ob8XhzX8xpXnpoqdbgHxEgH8IL8/edit?usp=sharing

      Удалить
  10. Кто-нибудь уже получил за 2018 год форму 6166? Если да, то скиньте пожалуйста.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. >Кто-нибудь уже получил за 2018 год форму 6166? Если да, то скиньте пожалуйста.

      Получение формы может занимать несколько месяцев, как повезёт.

      Удалить
    2. А вы уже заказывали у upwork? И в налоговую какого района?
      Спрашивал у центральной - еще нету.

      Удалить
    3. >А вы уже заказывали у upwork?

      Нет. В этом году думаю что на Апворке работать не буду, поэтому справки не заказывал.

      Удалить
  11. Добрый день! А как узнать реквизиты Upwrok которые нужно вписывать в Сведения о поступлении денежных средств по валютной операции?

    ОтветитьУдалить
  12. Привет всем , а вы заполняете форму 8802 для получения формы 6166? Если да поделитесь пож образцом заполнения. Спасибо. Может на компанию Apple ктонидь делал запрос ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Справку 6166 получает само юридическое лицо (Upwork, Apple etc.) в местном налоговом органе (через форму 8802) и присылает её вам. Вам нужно только запросить форму 6166 у юридического лица. У Upwork это делается через службу поддержки.

      Удалить
  13. Здравствуйте!

    Большое спасибо за полезную информацию!

    Подскажите пожалуйста, нужно ли распечатывать "Upwork Russian & English User Agreement" (66 страниц) для налоговой проверки?

    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    2. Спасибо большое за быстрый ответ!

      Меня еще интересует, нужно ли распечатывать страницы контрактов (вкладка My Jobs > All Contracts). Или распечатанного "Upwork Russian & English User Agreement" будет достаточно?

      Удалить
    3. Думаю что нет, но это не точно. agreement и инвойсы (с переводом) нужны точно.

      Удалить
    4. Спасибо! Я все-таки надеялся, что agreement распечатывать не нужно будет, - жалко деревья на 66 листов А4 переводить впустую!

      Удалить
    5. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    6. Мой налоговый консультант сказала мне, что нужно (цитирую)

      /начало цитаты/
      Добавить на последней странице useer agreement:
      • слева - реквизиты ИП + банка
      • справа - реквизиты Upwork

      Подписать, отсканировать и отправить в поддержку Upwork на подпись. Получить договор, подписанный с двух сторон.
      После каждого перевода денег на счет Wire Transfer (USD), заполнить, подписать и отправить Confirmation of Services (акт) на двух языках (русский и английский) в поддержку Upwork.
      /конец цитаты/

      Скажите пожалуйста, была ли у Вас налоговая проверка. Необходимо ли для налоговой подписи upwork на user agreement и на актах?

      Удалить
    7. Дмитрий, у меня проверки пока не было.

      user agreement - оферта, которая принимается способом (т.е. становится договором), определённым в самой оферте. А именно, через регистрацию на сайте. Гипотетически более ничего не нужно для заключения договора. Ещё раз - это оферта, какие ещё реквизиты ИП. Нацбанк ответил мне (см. ответ в статье), что неплохо бы ещё и рукой написать что я принимаю оферту и сделать подпись (что какая-то странность с моей точки зрения и то, и то), но я так сделал на распечатанной оферте на всякий случай.

      Далее CoS. Как я упоминал в статье, они подписывают CoS на ЧИСТУЮ сумму, что для нас не подходит, т.к. платим УСН мы с грязной суммы. Можете попробовать подписать на грязную сумму, авось подпишут. Мне отказались, и толку от CoS я не вижу.

      Удалить
  14. Здравствуйте, Жэстачайшы Айцішнік!

    Хочу поинтересоваться у Вас насчет такой ситуации:
    я не платил НДЮИЛ за 2018-2019 годах. В 2019 я узнал про такой налог и заказал справку 6166. В документе указано: "Tax Year: 2019".

    Как считаете, подойдет эта справка для того, чтобы не платить НДЮЛ за 2018? Или для 2018 нужно заказывать справку с "Tax Year: 2018"?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дмитрий, не подойдёт.Справку за 2018 год можете спросить на форуме онлайнера (ссылка или тут, или в предыдущем посте), или в группе в Фейсбуке (см. ссылки в этом посте).

      Удалить
    2. Дмитрий, добавил свою PDF справку 6166 за 2018 год в раздел ссылок.

      Удалить
    3. Жэстачайшы Айцішнік, спасибо огромное!

      Удалить
  15. Добрый день, Жэстачайшы Айцішнік,
    есть такая статья:
    https://dev.by/news/nalog-na-google-v-eaes

    суть: с 2019 года в РФ, налог на гугл появился(НДС), есть письмо МинФина РФ, разъясняющая что если ЕАЭС,то регистрироваться в налоговой РФ не нужно, и платить тоже, платить нужно в своей стране Беларуси.
    Однако в Беларуси НДС платить не нужно, т.к. он не возникает (из вашей статьи исходит, и я звонил уточнял в налоговой, по РФ они ничего не знают отсылают туда, по РБ, сказали только что могу работать без НДС и с НДС).

    В принципе логично если у нас общее пространство, то НДС не должно возникать, по услугам (разработке ПО).

    НО по факту, документы проработаны так, что всё на усмотрение "проверяющего"


    или всё таки нет, и такое:
    "облагать электронные услуги по месту нахождения исполнителя услуг.".
    ОНИ ИТАК ОБЛАГАЮТСЯ тем что я плачу 5% без НДС. Или мне надо перейти на 3% НДС.

    в общем, знаете ли вы что, по этому поводу, или может те кто работает с Россией знает.

    ОтветитьУдалить